Начать продавать на Deal.by
Корзина
Нет отзывов, добавить
Индурское шоссе, 17, Гродно, Беларусь
+375 (29) 665-00-72
+375 (33) 686-66-98
+375 (29) 889-45-72
+375 (15) 268-80-89
ООО «КристаллТрансСервис»
Корзина

Пора уходить от стереотипов

Пора уходить от стереотипов

17 ноября 2016 года на организованном Ассоциацией
«БАМАП» и ОАО «МАЗ» семинаре-совещании, предста-
вители 70 организаций международного автомобильного
транспорта смогли увидеть, как «рождается» автомобиль.
Они услышали от менеджеров и специалистов завода о ша-
гах, предпринимаемых для повышения конкурентоспособ-
ности за счет улучшения качества отечественных грузовых
автомобилей и их сервиса. А еще – перевозчики побывали на
испытательном полигоне, и даже смогли посидеть за рулем
самых «продвинутых» моделей, попробовав их на совсем
непростой трассе. Свои мнения, вопросы, замечания и пред-
ложения они смогли высказать в тот же день, в общении в
представителями автозавода.
Но более обстоятельную информацию по вопросам при-
обретения, эксплуатации и обслуживании техники марки
«МАЗ» хотелось получить от руководства компании, имею-
щей практический опыт такой работы. Как оказалась, среди
таковых значится и гродненское предприятие, которое у всех
на слуху еще и потому, что одно время его водитель, Валерий
Янчилик, не раз становился победителем и призером конкур-
са профмастерства водителей-международников. Хорошо
помню тот десятилетней давности финал, когда, оправдывая
свое второе место, Валерий посетовал: мол, «сроднился» уже
со своим «ДАФом», а тут пришлось пересесть на «МАЗ» – не-
привычно!
– Будем рекламировать отечественную технику, или раз-
говариваем по существу? – прозвучал в телефонной трубке
вопрос Александра Старохатнего, директора ОДО «ТТС
КристаллТранс», в ответ на предложение обсудить обозначен-
ную выше тематику. Несмотря на заведомо шутливый тон
Александра Акимовича, отвечаю серьезно:
– Все зависит от того, насколько хорош предмет обсужде-
ния, поэтому давайте говорить о том, что имеем в реальности.
С чего начнем?
– Давайте начнем с того, что встреча на автозаводе с пере-
возчиками состоялась уже после того как мы эти автомобили
приобрели. Все случилось за несколько месяцев до осеннего
семинара, на одном из мероприятий, которое проводила
ассоциация в Гродненском регионе. Кроме дилеров зарубеж-
ных автопроизводителей, там присутствовала и команда
специалистов Минского автозавода. Они-то и рассказали
о программах, которые хотели бы реализовать совместно с
перевозчиками Ассоциации «БАМАП». Условия финансиро-
вания оказались привлекательными, и мы решили поддержать
отечественного производителя автотехники, тем более что
некоторый опыт работы с этими машинами у нас уже был…
В 2004-2005-м годах предприятие по специальной про-
грамме, при поддержке Белагропромбанка (он выдавал
целевые кредиты) приобрело девять автомобилей, которые
работали у нас на международных линиях. Это решение тоже
было шагом доброй воли, чтобы популяризировать белорус-
скую технику, показать ее за границей.
Уже на начальном этапе мы все автомобили переоборудо-
вали. Ремонтной базе, которой располагает предприятие,
такая работа была по силам: поменяли водительские сидения,
«спальники», увеличили баки. Мы не ждали чуда – были
какие-то поломки, ремонты, но в целом эти автомобили свою
задачу выполнили. Те средства, которые были вложены в при-
обретение и эксплуатацию «МАЗов», были отработаны, и мы
остались довольны. Затем возникла необходимость обновле-
ния автопарка, и с этими автомобилями пришлось расстаться.
Таким образом, в 2016-м году было принято решение
«попробовать» еще раз. К этому шагу подтолкнула ситуация,
сложившаяся тогда с водительскими кадрами. Поскольку наш
регион приграничный, обычным делом стал отток водителей в
предприятия Польши и Литвы. Условия работы там предлага-
ли лучшие, чем могли предложить белорусские перевозчики, а
потому мы даже не препятствовали такому движению. Когда
два-три рейса в Евросоюз, а остальное время – дома, – такой
режим устраивал только нескольких возрастных водителей, а
молодежи, естественно, хотелось заработать больше, и многим
мы даже давали рекомендации для нанимателя. Правда, по-
падали они вовсе не в сказку: сев за руль автопоезда в Европе,
водитель мог провести за ним два-три месяца.
Но мы тоже не стояли на месте, и приходилось как-то по-
полнять водительский состав. Стали брать молодых парней,
у которых не было серьезного стажа, а к тому времени на
предприятии еще и появились региональные перевозки. Вот
и решили взять «МАЗы» для подготовки кадров для между-
народных перевозок.
С автомобилями нам снова повезло: это оказались маши-
ны, выпущенные в 2014-м году, и реализовывались они по
специальной цене, да еще и под специальную программу
с финансированием Европейского банка реконструкции
и развития через компанию «Промагролизинг». Условия
– 9,5-процентная лизинговая ставка сроком на 7 лет в бело-
русских рублях.
Отлично! – Взяли по выгодной цене машины, которые
на региональных перевозках хорошо себя зарекомендовали.
Причем, первые четыре машины подобрали с малым объемом
двигателя, низким расходом топлива и небольшим весом,
– все эти характеристики на местных перевозках нас очень
устроили. В дальнейшем, когда мы посетили Минский авто-
мобильный завод, увидели: здесь проводится модернизация,
внедрена катафорезная система грунтования рам, что по-
вышает долговечность антикоррозийного покрытия более чем
в два раза – в то время как ранее приходилось красить рамы
раз в три месяца. Показали нам и другие новинки, свозили на
полигон – было очень интересно посмотреть на испытание
в сложных дорожных условиях машин стандарта Евро-5, из-
готовленных специально для международных перевозок. Но
лично меня больше всего порадовала работа отдела продаж.
Еще в 2004-м году, когда мы покупали машины, завод, можно
сказать, работал почти так же, как во времена СССР. Клиенты
стояли в очереди, и отношение к ним было… ну, представьте
сами отношение к клиенту, который стоит в очереди! – смеет-
ся Александр Акимович. – Сейчас же совсем другое дело. На
протяжении всего семинара перевозчиков «обхаживали»,
все объясняли, делали самые разные предложения. И сейчас,
когда у нас появились новые машины «МАЗ», мы продолжаем
чувствовать это внимание: специалисты завода «сопровожда-
ют» нашу технику, помогают решать вопросы с сервисным
обслуживанием.
Естественно, есть и направления, по которым еще надо
поработать. Например – создал автозавод собственный
сервисный центр и сеть СТО по всем регионам Беларуси,
оснащенных современным оборудованием. Но их работа все
же отличается от работы сервисных станций других произ-
водителей. Могу предположить, что происходит такое из-за
того, что все эти сервисные центры находятся в подчинении
завода, а это такая большая структура – со своими подходами
к учету, выполнению всех требований, которые предъявляет
нормативно-правовая база… Имея все это, работать очень,
очень сложно. В Беларуси работа станций зарубежных про-
изводителей поставлена совсем по-другому. Выступая на
семинаре, я предлагал такую схему: пусть сервисные центры
станут аутсорсинговыми центрами, которые не будут висеть
грузом на шее предприятия, а реорганизуют работу исключитель-
но в интересах клиента. Не надо бояться допустить к
этому процессу «частника». Почему бы не создать станции, на
которых «пустой» автомобиль, сошедший с конвейера, могли
бы доработать с учетом интересов заказчика – поставить
под заказ более комфортные сидения, добавить вебасто, – с
одной стороны, это не доставит лишних хлопот автозаводу, с
другой – сама машина уже будет выглядеть и восприниматься
водителем совсем по-другому. Наверное, пора отходить от
лозунга «Все – через «МАЗ». Далее – создание выставочных
шоу румов, где можно было бы посмотреть приглянувшийся
автомобиль, посидеть в нем, задать вопросы, если что-то
непонятно. Понравилось – купил! Пока же мы при покупке
до последнего момента слабо представляем, какую машину
получим в итоге.
Но вернусь к опыту эксплуатации отечественной авто-
мобильной техники. По итогам работы тех первых четырех
«МАЗов» на внутренних перевозках, можно предполагать,
что окупили они себя за два года. Так что, с экономической
точки зрения, здесь все нормально.
Но на этом все не закончилось: нас «уговорили» при-
обрести еще три автомобиля, на что мы согласились во
многом опять-таки из-за специальной цены. Причем, это уже
были тягачи более высокого класса с двигателями «Мерседес»,
и мы стали их задействовать в перевозках с «заглублением» на
территорию Польши. Они тоже показывают очень хорошие
результаты! Причем, это не только мое мнение. Во время
встречи на Минском автозаводе довелось пообщаться с други-
ми перевозчиками, эксплуатирующую белорусскую технику.
Так, в УП «Металлургтранс» работает около ста транспорт-
ных средств марки «МАЗ», и ездят они по всей Европе. По
заверению руководства предприятия, машины полностью
справляются с теми задачами, которые на них возложены.
– Что касается «Металлургтранса», то был у меня разговор
о технике не только с директором предприятия, но и с двумя
водителями, обладателями Почетных дипломов МСАТ. Оба в
один голос очень хорошо отозвались о машинах, на которых
работают.
– Наши водители тоже ничего плохого не скажут,– и
не только потому, что это ребята даже не из Гродно, а, как
правило, из районных центров. Они и раньше работали на
«МАЗах», причем – не таких комфортных. А новый «МАЗ»
– для них уже совсем другая техника. Это тем водителям,
которые поработали на иномарках, трудно садиться за руль
минского автопоезда.
– Инерция мышления и стереотипы?
– И это в том числе. Но, вместе с тем, есть немало деталей
и узлов, над которыми нашему автозаводу надо поработать.
Кстати, именно в «доводке» и исправлении небольших недо-
работок мог бы прийтись к месту частный аутсорсинг как
более гибкий инструмент, позволяющий создавать продукт
качественнее и оперативнее, чем большое конструкторское
бюро.
Убежден: на этих машинах надо ездить. Кто поддержит
МАЗ, если не мы, белорусы? Остановится завод – не станет
конструкторов, не будет инженеров, квалифицированных
рабочих. Так и останемся – с экономистами и юристами…
– Чем может привлечь сегодня автозавод внимание
перевозчиков к своей продукции?
– Та техника, которую покупали для «КристаллТранс»,
имела очень привлекательную схему финансирования. Если
что-то подобное автозаводцам удастся предложить сейчас,
то от такой покупки будет сложно отказаться. Думаю, лизинг
в рублях под 9% годовых на 9 лет – это были бы отличные
условия. Автозаводцам стоило бы изыскать резервы, чтобы
предложить такое финансирование.
К слову, хотелось бы, чтобы к покупке белорусской авто-
техники подключились и флагманы отечественных перевозок,
такие, например, как Группа компаний «Дженти». С одной
стороны, это стало бы поддержкой белорусского автопрома,
а с другой – примером для других перевозчиков.
Сегодня для небольших предприятий, которые имеют
по 2-3 машины и выполняют – в отсутствие дефицитных
разрешений – двусторонние перевозки с небольшим «заглубле-
нием» на территорию соседних государств,– приобретение
недорогих «МАЗов» также вполне оправданно.
– Что можно порекомендовать руководству тех
предприятий, которые решились на покупку отечественной
грузовой автотехники?
– Наверное – набраться терпения. Особенно в том, что
касается сервиса. Хотя он еще не дотягивает до сервиса за-
рубежных производителей, вопросы обслуживания техники
находятся под особым контролем руководства завода. По-
верьте, все проблемы в этом плане – решаемы.
Впрочем, возможны и другие варианты: имея собствен-
ную ремонтную базу, можно не пользоваться услугами СТО
«МАЗ», а рассчитывать только на себя.
– В правильном ли, на ваш взгляд, направлении ведется
работа по совершенствованию своей продукции на авто-
заводе? – Ваши пожелания в связи с этим.
– Конечно, улучшать и совершенствовать технические
характеристики выпускаемого продукта просто необходимо.
Но разве это правильно –постоянно быть в роли догоняющего
по отношению к своим зарубежным конкурентам? Не пора
ли взяться за создание новой модели, которая сразу бы пре-
взошла по своим характеристикам импортные аналоги? Я считаю,
что это возможно. Во время посещения автозавода нам
демонстрировали модель, которая работает на сжатом газе. Но
мне кажется, что это не совсем то направление, которое может
задать перспективу развития, поскольку продемонстрирован-
ная установка очень сложная по своей конструкции. Наши за-
рубежные партнеры показывали автомобили, работающие на
сжиженном газе под давлением 16 атмосфер – там двигатель
намного проще, и цена его существенно дешевле.
Хотелось бы пожелать коллективу Минского автозавода
оставаться на плаву и продолжать выпускать отечественную
автомобильную технику. А предприятиям, работающим в
международных перевозках, желаю активнее покупать бело-
русские машины, и тем самым поддерживать не зарубежную,
а белорусскую экономику. Можно сколько угодно винить
МАЗ в недостатках, но пора уже отказаться от стереотипов
и посмотреть на отечественную технику по-новому.

Другие статьи
  • Фуры в конкурентной гонке
    Условия работы международных автомобильных перевозчиков надо упростить, иначе им будет трудно состязаться с зарубежными конкурентами, прежде всего с польскими и литовскими. Такое мнение в интервью «БР» высказал директор транспортно-экспедиционной компании «ТТС КристаллТранс» Александр Старохатний.
  • Студэнт з Гродна стварыў мабільны дадатак для лагістычных кампані
    Студэнт ГрДУ Дзмітрый Ушкевіч стварыў мабільны дадатак «LogDoc» для лагістычных кампаній. Ім ужо карыстаецца гродзенская фірма грузаперавозак «Кристаллтранс». І яны вельмі задаволеныя — гэта зручней, чым камунікаваць з кіроўцамі праз мэсэнджары.